«Королева цветов», подобно всем монархам, требует соответствующего окружения, чтобы в полной мере проявить свою уникальность. Не все цветы гармонично сочетаются с розами в букете, не только визуально, но и с биологической точки зрения. Чтобы аранжировка долго радовала свежестью и красотой, нужно приложить немало усилий.
Как избежать опасного соседства
Как бы тщательно ни подбиралась цветовая гамма букетной композиции, её фактура и форма, все старания будут сведены к нулю, если растения быстро завянут. Чтобы продлить жизнь «королеве флоры», не стоит помещать с ней в одну вазу:
- нарциссы;
- гиацинты;
- гвоздики;
- резеду;
- душистый горошек;
- левкои;
- ландыши.
Все перечисленные цветы выделяют токсины, опасные для роз и ускоряющие их увядание. Нарциссы и гиацинты, кроме того, наполняют воду слизью, которая закупоривает стеблевые капилляры и препятствует поступлению к бутонам влаги или питательных веществ.
Лучше избегать соседства с любыми луковичными, кроме лилий. Они благотворно влияют на «цветочную королеву», причём этот процесс взаимный.
Благородные розы «неуживчивы». Они способны «отравить жизнь» соседям по букету, причём в прямом смысле слова. Особенно страдают в компании «монаршей особы» хризантемы, дельфиниум, сирень, ирисы. Чайно-гибридные сорта тёмных и светлых оттенков тоже не рекомендуется ставить в одну вазу.
Однако сегодня, когда в моде многокомпонентные аранжировки из полевых, садовых и экзотических растений, приходится «обходить» правила. У растений, выделяющих слизь или токсичный сок, прижигают стебли, воду в вазе чаще меняют, добавляют обеззараживающие и питательные добавки типа «Кризала». Защитит от опасного взаимного влияния и флористическая губка (пиафлор), которая не даст соприкасаться стеблям.
Удачные цветовые решения
Аранжировки с розами теряют привлекательность, если их цветовая гамма дисгармонична, наблюдается излишняя пестрота или наоборот блёклость и невыразительность. Подобрать нужные оттенки, опираясь только на собственную интуицию сложно – велика вероятность ошибок. Лучше искать идеальное сочетание цветов в специальных таблицах, созданных на основе солнечного спектра.
Самым наглядным считается цветовой круг, разработанный в начале XX века швейцарским художником и теоретиком Иоганнесом Иттеном. Он строится на трёх первичных колерах – красном, синем и жёлтом, которые называются базовыми. Путём их смешения в разных пропорциях, можно создать множество вторичных оттенков. Производные базовых цветов представлены на внешней окружности схемы.
Первичные цвета создают самый сильный контраст. Их можно использовать в одной композиции только в виде небольших акцентов. Но намного гармоничнее выглядят парные комбинации, например, жёлтый с красным или синим.
Обычно в аранжировках присутствуют не 2 – 3 , а более 4 – 5 оттенков. Их выбирают на внешнем круге таблицы. Если оттенки расположены рядом друг с другом или в непосредственной близости, они называются нюансными. А те, которые лежат напротив, дополнительными или контрастными. Кроме того, каждый цвет относится к тёплой или холодной гамме.
Существует 4 типа цветовых сочетаний в букетах:
- Контрастное. Используются цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга. Например, красный и зелёный, фиолетовый и жёлтый, синий и оранжевый. Их обязательно нужно дополнить несколькими оттенками близкой гаммы. Выбирается либо тёплый, либо холодный спектр. Объединяющим элементом в этом случае обычно служит зелень.
- Аналогичное. Состоит из оттенков, которые соседствуют на цветовом круге и одинаковы по теплоте. При таком сочетании уместен тональный контраст: взаимодействие светлых и тёмных бутонов или зелени. С аналогичных или нюансных аранжировок рекомендуют начинать новичкам. Здесь трудно ошибиться с выбором.
- Монохроматическое. Композиции в одном цвете и примерно одной степени насыщенности строятся на игре фактур, форм и размеров. Главный враг одноцветных сочетаний – монотонность. Поэтому их создание требует определённого опыта.
- Полихроматическое. Наиболее яркие примеры – полевые или так называемые дачные букеты. Используются все три базовых цвета с несколькими нюансными оттенками, принадлежащими и к холодной, и к тёплой гамме. Чтобы избежать цветового хаоса, растения со схожим окрасом собирают в группы, следя, чтобы они распределялись симметрично, на некотором расстоянии. Промежутки заполняют декоративной зеленью – это палочка-выручалочка, скрывающая любые недочёты флористических аксессуаров.
Нюансный моно-букет
«Королева цветов» относится к немногим избранным, которые хороши сами по себе и не нуждаются в «компании». Моно-букет – одно из трендовых направлений последних сезонов, порадует не только своей красотой, но и стойкостью, ведь розам не придётся «делить пространство» с другими растениями.
Для «сольных» аранжировок можно брать как цветы одного сорта, так и ассорти из нескольких видов. В данном случае выбраны крупные белые бутоны «Анастасия» и два типа кустовых спрей-роз – лососевый и с градиентом. Эвкалипт прекрасно дополняет «королеву флоры», делая аранжировку завершённой и добавляя ей живописность. Для создания эффектной текстуры, используются 2 разновидности этого растения: популус и «Бейби Блю». Веточки ваксфлауэра создают ажурный и воздушный контур.
Стебли полностью очищаем от листьев и шипов. Собираем композицию по спирали, начиная с самых крупных бутонов и чередуя цветы с зеленью. Постоянно поворачиваем аранжировку, чтобы компоненты добавлялись равномерно. Не забываем проверять качество сборки в зеркале, оно сразу покажет все «огрехи».
Когда объём покажется достаточным, скрепляем стебли тейп-лентой. Можно упаковать букетную композицию в кальку или просто декорировать шёлковой лентой. Второй вариант подойдёт как для подарочного, так и для свадебного цветочного аксессуара.
Желательно использовать в моно-композициях либо только тёмные, либо светлые розы. В сочетании они негативно влияют друг на друга при постановке в вазу.
Смягчённый контраст в пастельных тонах
Для пышных миксов свободной сборки, получивших название «растрёпыши», только роз будет явно недостаточно. Но и без них аранжировки обеднеют, потеряют блеск и богатство фактуры. Чаще всего для европейского стиля используют английские розы – «остинки» с пышной раскрытой чашечкой и сложной по строению сердцевиной. Они прекрасно смотрятся с пионами, ранункулюсами, камелией, эустомой, гибискусом и гарденией, которые имеют аналогичную форму. В подобные композиции обязательно добавляются растения-филеры с мелкими бутонами, а также разнообразная зелень.
В данном случае в букете сочетаются следующие цветы: 2 сорта «остинок», пионы, антуриум, аллиум, астильба и клематисы. Чтобы смягчить контраст форм и красок, выбрана пастельная гамма, приглушающая и «примиряющая» даже дополнительные оттенки. Здесь это – персиковый и лиловый. Используется также промежуточный розовый цвет, который находится между тёплой и холодной палитрой. Благодаря этим приёмам, композиция в целом воспринимается очень гармонично.
Сборка происходит традиционно, в спиральной технике. Предварительно все растительные компоненты, кроме клематисов, зачищаются от листьев.
Прекрасные «остинки» выбраны главным фокусным акцентом. С них и начинаем сборку композиции, постепенно добавляя остальные цветы.
По периметру располагаем астильбу с вертикальными, колосовидными соцветиями и вьющиеся клематисы. Они создают эффект лёгкой «растрёпанности», характерной для европейского стиля. Промежутки между крупными фокусными бутонами заполняем пышными головками аллиума.
Украсить изысканную аранжировку лучше всего шёлковыми и кружевными лентами.
Монохромный букет оттенка марсала
В близкой оттеночной гамме может быть не только светлый и нежный, но и яркий, насыщенный красками букет. Например, следующая осенняя композиция выдержана в популярных винных тонах. Аранжировка не выглядит скучной не только из-за благородной гаммы бургунди и марсала, но и благодаря обилию разнообразной зелени.
И вновь «первую скрипку» в этом ансамбле играют «остинки» разного окраса: глубокого винного и фрез. К ним добавлены ранункулюсы, пионы, хризантемы, герберы, жёлтый амарант и похожий на фантастического паука ликорис. Из зелени используются: ветви ежевики, чертополох, эвкалипт цинерария и «Бейби Блю», а также подкрашенные листья боярышника, создающие осенний колорит.
Создание букета не представляет сложности для тех, кто знаком со спиральной техникой. Растения держим в левой руке, а правой по одному добавляем в композицию новые элементы, следя, чтобы стебли располагались под углом и соприкасались только в так называемой точке сборки. Берём растения примерно по середине, чтобы они свободно расходились и формировали раскидистую объёмную «шапку». Ставим на разной высоте, создавая впечатление естественности, «случайности» композиции. Фокусные бутоны «остинок», пионов и ранункулюсов окружаем зеленью. Она добавляет пышность и динамику.
Асимметрию задаём помощью свисающих «серёжек» амаранта. Скрепляем стебли анкор-скотчем, который не боится воды, и ставим аранжировку в вазу. Не забываем добавлять «Кризал» или другую подкормку для срезки. Она не только продлит цветам жизнь, но и «примирит» их между собой.
Выбирать нужно тот вид питательной смеси, который соответствует составу букета.
Яркий цветовой контраст
Сложнее всего создать гармоничный букет, где розы сочетаются с другими цветами контрастных оттенков. Особенно если используются колера, расположенные на противоположных сторонах цветового круга. Получается агрессивное противостояние, которое нужно чем-то смягчить. Например, ввести нейтральный белый тон или уменьшить дозировку одного из цветов-«оппонентов». Либо добавить несколько нюансных оттенков.
А можно использовать все три приёма одновременно, как в следующей аранжировке. Контраст между зелёным вибурнумом и малиновыми, почти красными чайно-гибридными розами, сведён до минимума и выглядит интересно, но не раздражающе.
Всё дело в белых и нежно-розовых, с градиентом бутонах, которые делают красный не таким активным. Дополнительный контраст фактур уравновешивает близкая к вибурнуму по строению, но более пышная и крупная гортензия. В букете соблюдается полная симметрия, что также «примиряет» его составляющие. В результате цветочная композиция смотрится очень нарядно и элегантно.
Цветы собираются в линейной технике – стебли располагаются не под углом, а вплотную друг к другу. Тогда «шапочка» букета получается максимально плотной и компактной.
Несмотря на игру фактур, без контрастного цветового сочетания, эта аранжировка получилась бы невыразительной. Вибурнум заменяет традиционную зелень – приём необычный и очень эффектный.
Упаковка решает всё
Некоторые сочетания вроде бы не являются контрастными, однако их можно смело отнести к диссонансным. Например, мало кому придёт в голову соединить пионы оттенка маджента и ярко-оранжевые, киноварные розы. В просторечии такой «дуэт» принято называть «вырви глаз» и это очень меткое определение.
Но, как оказалось, для современных флористов нет ничего невозможного. Достаточно упаковать букетную композицию в модную коробку нейтрального серого оттенка, добавить к фокусным цветам белую гипсофилу и альстрёмерию, чтобы сомнительный тандем не только перестал шокировать, но и вызвал позитивные эмоции. А это – главная задача любой букетной композиции.
Алгоритм сборки:
- В коробку укладываем смятую целлофановую плёнку «слюда» (высокой плотности), чтобы цветочная композиция не заглублялась больше, чем нам нужно.
- Выстилаем середину упаковки флористической калькой.
- Из «оазиса» вырезаем круг, диметром чуть меньше коробки, пропитываем его водой и кладём внутрь, предварительно подстелив «слюду».
- Устанавливаем пионы, подрезая их стебли до 5 – 6 см.
- Между фокусными бутонами размещаем альстрёмерию и розы. Для воздушности добавляем гипсофилу, а для разнообразия фактур – гиперикум.
Великолепный пример хорошо сбалансированной полихроматической композиции. Роскошный микс из садовых роз, хризантем, калл, эустомы, тюльпанов и соцветий, имитирующих полевые травы.