Аксессуар невесты из атласных лент – популярное и необычное решение. Очень красивы и не отличаются сложностью свадебные букеты «канзаши». Мастер-класс по этой изысканной японской технике освоит даже начинающая мастерица.
Принцип складывания цветов из маленьких кусочков ткани напоминает оригами. Это не просто рукоделие, а стройная философская система, направленная на единение с миром и природными явлениями.
Знакомство с японской техникой цветоделия
Канзаши изначально служили головными украшениями японок. Они представляли собой гребни или шпильки с богатым декором, в том числе и текстильным. Цветы разных видов – от нежной сакуры до гордых хризантем изготавливались примерно по одному образцу: из шёлковых треугольных лепестков, сложенных в объёмный модуль. Этот тип украшений получил название цумами-канзаши.
Мода на многослойные и пышные головные аксессуары возникла в 1700-х годах, вместе с активным развитием экономики и повышением благосостояния японцев. Простые женские причёски taregami, с полураспущенными волосами сменили затейливые укладки nihongami, требовавшие тщательной фиксации. Многочисленные гребни и шпильки, применяемые модницами того времени, декорировались в соответствии со статусом, социальным положением и возрастом своей владелицы.
Большое внимание головным аксессуарам уделялось ещё и потому, что ничем другим украшать себя японкам всех сословий не разрешалось. В вкладывали целые состояния, а затем бережно передавали по наследству, как ценную семейную реликвию.
Традиционно самые роскошные аксессуары для волос носили гейши. Причём, чем старше и опытнее была представительница этого сословия, тем меньше украшений требовалось для её причёски. Считалось, что настоящая гейша способна очаровать и привлечь к себе внимание без дополнительных ухищрений.
А вот молоденьким ученицам – майко, только постигающим уникальную профессию «женщины искусства», полагались сложнейшие композиции из цветочных бутонов со свисающими элементами, частично закрывающими лицо. Подобные украшения, называемые хана-канзаши свидетельствовали о юном возрасте и неопытности девушки.
Дорогие и сложные головные аксессуары могли позволить себе и незамужние представительницы высших сословий. А вот женщинам, имеющим семью и детей, следовало избегать чрезмерной роскоши и направлять свои мысли на более важные в их положении вещи.
Календарь цумами-канзаши
По головным украшениям периода Эдо можно было узнать не только о личности их владелицы, но и о текущем времени года. Каждому месяцу соответствовали свои растения и все это природное разнообразие отражалось в декоре цумами-канзаши. Так, зимой, гребни и заколки украшали символическими веточками сосны и бамбука, мотибаной (имитация хлопка), красными цветами сливы.
Весной наступало время сакуры со струящимися каскадами лепестков, нарциссов и ярко-жёлтого масличного рапса. Также были уместны крупные бутоны пионов, а ближе к маю ирисы и глицинии. В качестве дополнительного декора использовались ювелирные фигурки насекомых – бабочек, стрекоз, красивых жуков.
Лето начиналось с зелёных гортензий и розовых гвоздик, а заканчивалось колокольчиками, клематисами, вьюнком асагао и пышным разнотравьем. Характерным украшением были прозрачные бусины, которые символизировали утреннюю росу.
Осень – пора любимых японцами хризантем. В сентябре их делали жёлтыми, а позднее, с наступлением первых холодов, красными и белыми. По оттенку хризантем, можно было узнать примерное число и месяц осени. В ноябре на смену огромным соцветиям «символа императорского дома» приходили листья всех форм и расцветок.
Конечно, при создании букета невесты в стиле канзаши необязательно учитывать все эти тонкости, но они, несомненно, добавят аксессуару уникальный колорит.
Тем более, что каждое растение имеет свою символику:
- гвоздики означают любовь, романтические отношения;
- красные и жёлтые камелии – влечение, страсть, взаимное притяжение;
- сакура – благородство, доброту, открытость;
- гортензия – чистоту и целомудрие;
- ромашки – честность;
- цинния – верность;
- пион – весну, плодородие, благосостояние (в восточной традиции считается свадебным цветком);
- клевер – удачу;
- хризантема – счастье, здоровье и долголетие.
Розам в японской культуре не придают такого значения, как на западе. Тем не менее, их включение в свадебный аксессуар стиля «канзаши» говорит о любви, верности и нежности между новобрачными.
С глубокой древности у японцев существует обычай украшать себя цветами, чтобы защититься от злых духов. Позднее обережную функцию с успехом стала выполнять и шёлковая флористика.
Преимущества атласного букета невесты
Натуральный атлас – одна из разновидностей шёлковой ткани, поэтому вполне подходит для изготовления цветов цумами-канзаши. Букеты из них пока мало распространены в свадебной флористике, хотя обладают рядом неоспоримых достоинств. И если основной цветочный аксессуар всё-таки хочется сделать из живых растений, то для «дублёра» можно с успехом применить оригинальную японскую технику.
Преимущества букета канзаши из атласных лент:
- Неповторимый изысканный стиль. Каждый аксессуар, сделанный своими руками в японской технике цветоделия, уникален и несёт отпечаток индивидуальности мастерицы. Невеста в процессе работы над цветами может загадывать желания о благополучии и процветании будущей семьи – вложенный в изделие позитив обязательно даст положительный эффект. Во всяком случае, восхищение окружающих новобрачным гарантированно.
- Прочность и комфортность в использовании. Бутоны из атласа сохранят прекрасный внешний вид не только во время церемонии, но и после неё, не один год радуя молодых супругов. Аранжировка получается очень лёгкой и подойдёт для ритуала бросания незамужним подружкам. Хотя мало кто из невест захочет расстаться с подобным аксессуаром.
- «Лояльность» к сложным климатическим условиям. Атласным цветам не страшны дождь, ветер, холод или, наоборот, июльская жара. Они хороши в любую погоду и достойно завершат образ невесты во время длительных фотосессий на открытом воздухе.
- Мастерица не ограничена сроками. Живые растения быстро увядают, поэтому свадебный аксессуар из них придётся собирать непосредственно перед торжеством, когда и так хватает забот. А цумами-канзаши можно сделать заблаговременно, не торопясь, продумывая каждую мелочь и доводя аксессуар до совершенства.
- В отличие от других техник цветоделия из шёлка, японский вариант доступен всем желающим. Для него не нужны дорогостоящие материалы или инструменты. Внимание, терпение и желание создавать шедевры – вот всё, что потребуется от невесты на пути к аранжировке своей мечты.
- Разнообразие дизайна. Декоративный атрибут может иметь фантазийную расцвету, идеально сочетаясь с нарядом новобрачной. Его часто украшают бижутерией, приблизив к ещё одному модному варианту – брошь-букету.
Красота по-японски – как сделать свадебный букет цумами-канзаши
В «Стране восходящего солнца» невесты до сих пор украшают свадебные причёски великолепными аппликациями из шёлковых цветов. Европейские девушки выбирают эту технику для своих букетов. Важный вопрос крепления цветочных головок решается благодаря специальной основе, например, пенопластовому шару или фальш-стеблям из проволоки.
Обычно для букета невесты, собранного своими руками в стиле канзаши, изготавливается несколько видов бутонов. Одни делают крупными и пышными, другие – мелкими, наподобие маргариток или ромашек. В результате композиция получается фактурной и выразительной. Техника складывания для всех цветов почти идентичная.
Квадраты шёлка или атласа сгибаются и удерживаются при помощи пинцета. Базовые схемы всего две: для круглых и продолговатых, с заострённым краем лепестков:
На их основе создают разнообразные вариации.
Камелия в технике «вывернутого лепестка»
Прекрасный цветок в красно-белых тонах подойдёт для осенней аранжировки. Японцы предпочитают именно такое сочетание в сезон опадающих листьев и первых холодов.
Понадобится:
- атласная лента красная и белая шириной 5 см;
- пинцет, паяльник или зажигалка, металлическая линейка, ножницы;
- декор: стразы, бусины.
Оба вида лент нарезаем на квадраты – 13 красных и 6 белых. Каждую заготовку складываем по диагонали. Затем соединяем 2 соседних угла, как показано на фото ниже. Повторяем манипуляцию с другой стороной треугольника.
Складываем получившийся «конвертик» пополам и фиксируем в таком положении пинцетом. Необходимо скрепить края лепестка, чтобы он не раскрылся в дальнейшем, сохраняя заданную форму. Для этого срезы выравниваем под металлическую линейку и проводим по ним паяльником (подойдёт и выжигатель). Получаем стандартный круглый лепесток. Его нужно вывернуть и склеить острый кончик.
Собираем все лепестки на круг D 5 см, вырезанный из красной ленты. Предварительно ей нужно обжечь края. Выкладываем первый слой из 8 красных лепестков. Далее – 6 белых со сдвижкой к центру цветка. Завершаем бутон 5 красными заготовками. Центр украшаем бусинами, небольшой брошкой или винтажной пуговицей.
Махровая хризантема
Ещё один прекрасный цветок для осенней композиции. Здесь техника складывания несколько усложняется, в результате чего многоцветной получается не только вся хризантема, но и отдельные её лепестки.
Понадобится:
- атласные ленты шириной 5 см, нескольких нюансных оттенков: красный, бордовый, тёмно-розовый, персиковый, коралловый (всего 5);
- узкая тесьма, 1 см;
- декор для серединок (стразы, бусины, бижутерия);
- термопистолет, ножницы, пинцет, паяльник или зажигалка.
Нужно нарезать 6 квадратиков из самой светлой ленты и 18 – из самой тёмной. Остальных должно быть 12 штук, цвета подбираем в произвольном порядке. Делаем двойные острые лепестки-модули для хризантемы. Начало стандартное: сгибаем самый светлый квадрат по диагонали, а затем ещё раз складываем пополам.
Аналогично поступаем с розовой заготовкой. Обе детали складываем и сгибаем вдвое.
Свободный уголок ровняем ножницами. Обжигаем место среза так, чтобы все слои прочно соединились между собой. Лучше всего делать это паяльником, но можно плавить ткань и на свече. С обратной стороны немного срезаем лепесток, делая его не таким высоким. Но это не обязательно. Вновь обрабатываем свободные края огнём. Таких двойных лепестков понадобится 6 штук. Также необходимо 12 экземпляров разного оттенка, но обязательно светлые снаружи и более тёмные внутри. И ещё 12 более ярких насыщенных лепестков.
На нитку поочерёдно нанизываем 6 самых светлых лепестков и столько же чуть более тёмных. Плотно стягиваем круг, закрепляем нитку. А затем приподнимаем светлые экземпляры, чтобы они создали дополнительный верхний ряд. Лепестки ещё на тон темнее вклеиваем между теми, которые оказались внизу. И самый насыщенный ряд будет состоять из попарно соединённых модулей. Их крепят между предыдущими лепестками. Остаётся только сделать сердцевину из страз или бусины подходящего цвета.
Из модулей, описанных в этом мастер-классе, можно изготавливать и простые ромашковидные хризантемы для букета-канзаши, сделав всего один ряд лепестков.
Сборка аранжировки
После того как цветы сделаны, остаётся собрать их в красивый свадебный аксессуар. Для этого потребуется:
- пенопластовый шар D 12см;
- картонная втулка от кулинарной бумаги и лист плотного картона:
- термопистолет, ножницы;
- атласная лента в тон цветам и контрастного оттенка, кружева, стразы.
Разрежем шар на две половинки. Из картона вырежем круг чуть большего диаметра. Примерно 20 – 21см. Внутреннее сечение совпадет с размером втулки. Разрезаем круг по радиусу и складываем в пологий конус. Втулку прикладываем к пенопластовому шару и, вращая с нажимом, делаем неглубокое отверстие.
Подготовительный этап закончен и можно приступать к декорированию. Картонный круг обматываем атласной лентой под цвет букета или белой. Витки делаем радиальные. В конце склеиваем место разреза и закрываем его лентой.
Втулку обматываем по всей длине контрастной тесьмой сначала снизу вверх, а затем в обратном порядке. Наливаем большое количество горячего клея в отверстие пенопластового полушария и вставляем «ножку» букета. Картонной манжетой закрываем «изнанку» аранжировки. Место крепления «ножки» к пенопластовому основанию отделываем присобранной кружевной тесьмой. Аналогичным образом декорируем и свободную часть манжеты. По желанию добавляем в композицию стразы, текстильные сердечки, бусы и другой декор.
Распределяем в пенопластовом основании цветы, чередуя их по форме, размеру и оттенкам. Крепим бутоны горячим клеем. Можно дополнительно использовать декоративную зелень и ягоды, если они соответствует общей стилистике аксессуара.
Вариантов композиций множество. Вот лишь некоторые фото свадебных букетов в стиле канзаши, которые сделаны по принципам, описанным в мастер-классе.